…И сразу начал болеть. Конец фразы у многих сходит с языка автоматически. Сколько приходится выслушивать врачам жалоб от мам и бабушек на то, что малыш«подцепил» инфекцию в саду. Да и статистика подтверждает; дети, воспитывающиеся в детском учреждении, болеют гораздо чаще, чем те, кто растет дома, окруженный заботой родных.
Все это закономерно, причины достаточно ясны. В детском саду вирусы «циркулируют» постоянно. Малыш, попадая сюда впервые, начинает мгновенно «хватать» их. До сих пор с другими детьми он общался лишь на улице, на свежем воздухе, где заразиться намного сложнее. Есть еще серьезная причина. После 3 лет ребенок начинает быстро расти, а именно в период бурного роста снижается иммунитет, ослабляется невосприимчивость к различным заболеваниям.
Значит ли это, что каждый ребенок просто обречен болеть в детском саду? И что же в таком случае делать мамам, у которых нет возможности сидеть дома хотя бы до тех пор, пока малышу исполнится 5 лет? Что делать семьям, где нет бабушек, воспитывающих внуков до школы? Да и нет гарантии, что такой же тяжелый период адаптации не придется на первый класс, а это может быть еще хуже.
Трудно дать универсальный совет родителям. Наверное, самая простая рекомендация — попробовать заранее готовить ребенка к детскому саду. Постараться тем самым ослабить стрессовую ситуацию, которая его ожидает. Самое главное — это психологическая подготовка. Поставьте себя на место вашего малыша. Вообразите, что вы провели огромную часть времени в своей жизни с одним человеком, к которому привязаны больше всего на свете. И вдруг вас от этого человека отрывают и в качестве альтернативы предлагают много других, чужих, безразличных вам людей. Легко вам будет это перенести? Так и ваш малыш, оказавшись оторванным от мамы, естественно, чувствует себя не лучшим образом. Чтобы ему помочь, попробуйте заранее расширить круг его общения.
В основном дети по натуре своей общительны, легко знакомятся, и, если их хоть чуть-чуть подтолкнуть, легко начинают играть друг с другом. Есть, правда, другой тип детей — предпочитающих одиночество и игры в одиночестве, очень неохотно вступающих в контакт со сверстниками. Учтите, что таким детям в детском саду будет особенно трудно. Психологическая адаптация в коллективе для них станет очень нелегкой.
В любом случае стоит иногда жертвовать своим покоем и комфортом и приглашать детей к себе домой, придумывать общие, коллективные игры, занимать их ке поодиночке, а группой. Ребенок, скованный в общении на «нейтральной территории» во дворе, на своей, у себя дома будет более открытым.
Не надо впадать в другую крайность, расписывая красоты будущей жизни в детском саду и рисуя невиданные удовольствия и развлечения. К сожалению, это случается довольно-таки часто: самая распространенная ошибка родителей — обещание типа: «Вот пойдешь в детский сад, там такие красивые игрушки, там так интересно…» и так далее. Ребенок, настроившись на что-то действительно необыкновенное, столкнувшись с обыденной реальностью, очень быстро разочаровывается. Несбывшиеся надежды вызывают у него нередко отрицательную реакцию на сад. Он начинает отказываться ходить туда, плакать, жаловаться, что там плохо.
Домашние, заласканные дети, попадая нередко в спартанскую обстановку детского сада, страдают от недостатка тепла, от отсутствия того эмоционального фона, который есть дома.
И потому повторяю еще раз: малышу надо внушить, что детский сад — это необходимость, мама идет на работу, а он — туда.
Вот то, что касается психологической подготовки. Но немаловажна и организационная. Узнайте заранее, какой режим в саду, когда там завтрак, обед, ужин, полдник. По возможности подстраивайте свой домашний режим под садовский, чтобы ребенок легко адаптировался к нему.
Если малыш идет в детский сад осенью, постарайтесь летом уделить какое-то время закаливанию. Не нужны особые экзотические методики закаливания — достаточно простых общеукрепляющих процедур. Пусть он купается, понемножку загорает, ходит босиком, особенно полезно хождение босиком по росе.
Влажные обтирания и затем обливания прохладной водой — также прекрасное средство закаливания ребенка.
Самые тяжелые дни, конечно, первые. Дети поначалу очень устают. Новая, непривычная обстановка должна уравновешиваться покоем дома. Пусть ребенок побудет один. Если он устал и у него нет настроения разговаривать, не приставайте к нему с расспросами, не загружайте его, дайте возможность побыть в тишине, наедине с собой, с любимыми игрушками.
Не упрекайте его, не ругайте, если что-то он сделал не так в саду или дома, старайтесь даже как можно меньше делать замечаний, чтобы не формировать у него стойкого негативного отношения к новому образу жизни. Потом, когда все войдет в колею, у вас еще будет возможность скорректировать какие-то недостатки в поведении ребенка.
Надо сказать, что дети по-разному ведут себя в адаптационный период. Кто-то вял и чересчур спокоен, кто-то , наоборот, излишне подвижен, возбужден, требует к себе постоянного внимания. Кстати, последнее — признак особенного переутомления, и таким детям крайне необходима спокойная обстановка.
Как вы ни стараетесь защитить своего ребенка от инфекций, уже через неделю-другую своего пребывания в саду он все-таки заболевает ОРВИ, ведь от контактов его не убережешь. А в детском коллективе всегда найдется кто-то , кто покашливает или пришел с небольшим насморком. Ваша задача — постараться укрепить иммунитет малыша.
Если ребенок, несмотря на все ваши усилия, все меры профилактики, которые вы проводите, болеет все-таки часто, с перерывами в 1,5—2 месяца, наберитесь терпения, каждый раз долечивайте его до конца, не выпускайте в сад с остаточными явлениями, берегите от осложнений: хронического тонзиллита, гайморита и так далее.
Но обычно уже к концу первого года своего пребывания в саду дети начинают болеть ОРВИ реже — 1 —2 раза в год. А это считается нормальным.
Будем надеяться, что ваш ребенок легко перенесет все «тяготы», связанные с переменой образа жизни. В добрый час!